МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка"
ПАМЯТКА
Понятие и формы жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка).
НАСИЛИЕ – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми.
Физическое насилие – действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Влияние физического насилия на ребёнка.
- задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
2. Признаки физического насилия над ребёнком:
Раны и синяки:
- разные по времени возникновения;
- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута).
Ожоги:
- типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр.
Укусы:
- следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овальную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтёков.
«Синдром тряски ребёнка»:
- возникает, когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга;
- у ребёнка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания;
- одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.
Заподозрить физическое насилие над ребёнком можно, если:
- родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;
- следы травм различной давности;
- родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся;
- обвиняют ребёнка в нанесении самоповреждений;
- не оказывают ребёнку поддержки при медицинском осмотре;
- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребёнка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребёнка) – невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре – негативно влияет на ребёнка:
- не растёт, не набирает подходящего веса или теряет вес;
- ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребёнка;
- не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на занятия слишком рано и уходит домой слишком поздно;
- устаёт, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):
- обвинения в адрес ребёнка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- отвержение ребёнка;
- длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
- принуждение к одиночеству;
- совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- причинение боли домашним животным с целью запугивания ребёнка.
Влияние на ребёнка:
- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);
- уступчивость, податливость;
- ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
- депрессии, печаль, беспомощность, заторможенность.